Какие аквапарки России
стоит посетить?



Как провести
медовый месяц?



Какие достоинства
и недостатки
у автобусного тура?



Спешите купить зимние женские брюки по выгодным ценам.

Префектура Мияги

Для тех, кто решил ознакомиться с северной частью острова Хонсю, посещение префектуры Мияги — непременная, даже обязательная часть маршрута. Среди соседних префектур, объединенных в экономический регион Тохоку. Мияги выделяется и своими географическими особенностями, и красотами, и историей, и культурными центрами.

Осваивать эти земли японцы стали еще в VIII веке. Крепко обосновавшись на юге страны, империя Ямато постепенно выдавливала аборигенов айну(т тогда называли эдзо) с обжитых мест все дальше на север. В 762 году на холме в нескольких километрах от нынешнего префектурального центра Сэндай было заложено военное укрепление, которое сначала именовали Тага-но ки (форт Тага), а потом, после значительной перестройки. Тагадзё (замок Тага). На территории форта был установлен каменный столб с выбитым на нем указанием, что граница с воинственными племенами эдзо проходит к северу от этого места. Это был северный рубеж Японской империи того времени. В 802 году после кровопролитной схватки аборигены были отброшены еще дальше на север, замок Тагадзё потерял свое тактическое значение и вскоре пришел в запустение, но его каменные фундаменты и пограничный столб, сохранившиеся до сего дня. являются местной достопримечательностью. Однако провинция еще долгое время оставалась оплотом империи против «северных варваров», а ее населенные пункты были, по сути дела, гарнизонными городками.



Впрочем, провинция Муцу. часть которой позже была трансформирована в префектуру Мияги. даже сохраняя свой приграничный и потому полувоенный статус, стала постепенно привлекать к себе переселенцев с юга. Это было обусловлено, конечно же, нехваткой сельскохозяйственных земель в уже обжитых районах. К тому же местные условия оказались весьма привлекательными для крестьян. Значительную часть провинции (примерно 1000 кв. км) занимала плодородная долина Сэндай, образованная наносами рек Абукумагава и Китакамигава. И хотя окружающие горные цепи зимой покрывались толстым слоем снега, в долине и на побережье Тихого океана климат был довольно мягким.

Среди переселенцев немалую часть составляли монахи и религиозные отшельники, искавшие прибежища и уединения в горах и пустынях пока еще малолюдного края. Так. в 828 году в пещерах около Мацусимы обосновались последователи буддийской секты Риндзайсю, которые заложили здесь монастырь Дзуйгандзи.

Подобная ситуация сохранялась вплоть до начала XVI века, когда огромные пространства южной части провинции Муцу оказались в собственности князя Масамунэ Датэ. Храбрый воин (он в детстве потерял глаз, поэтому его именовали Докуганрю - Одноглазый дракон). Датэ отличился в битве при Сэкигахара (1600), и его командующий Иэясу Токугава. установив власть над страной, пожаловал своему вассалу в ленное владение долину Сэндай. В руках Датэ оказались крупнейшие земельные владения к северу от столичного Эдо. И вот в 1602 году на месте, где потом вырос город Сэндай. доймё Масамунэ Датэ построил свою укрепленную резиденцию Аобадзё (Замок зеленых листьев). С этих дней жизнь в провинции Муцу получила новый импульс. Стиснутое железной волей Одноглазого дракона время, казалось бы, понеслось вскачь, вырвавшись из провинциальной дремоты.

Привлеченные щедрыми посулами князя, в Сэндай из столицы устремились многие представители мира искусства— архитекторы, строители, художники, поэты, всевозможные мастеровые. Вокруг замка Аобадзё разрастался город. Торговые центры росли и на пересечениях морских, речных и сухопутных дорог. Датэ поддерживал и религиозные секты, обосновавшиеся в Сэндае. Так. он вложил немало средств в украшение Дзуйгандзи. Благодаря своей богатой отделке главный зал этого храма, перестроенный в годы правления Масамунэ Датэ. ныне взят под охрану государства и объявлен Национальным сокровищем.

Но если похвастаться строительством грандиозных замков и великолепных храмов могли многие доймё эпохи Токугава. то с именем Масамунэ Датэ связана поистине фантастическая история, которую очень трудно вписать в историческую канву той эпохи.

По какой-то неизвестной причине, о которой историки продолжают спорить и поныне. Масамунэ Датэ добился от сегуна Иэясу Токугавы освобождения из-под стражи арестованного францисканского проповедника св. отца Сотело. Сёгун. настроенный против христианства, распространявшегося в Японии, помиловал францисканца только из уважения к одному из самых преданных своих вассалов. Одни исследователи считают, что Датэ сам был скрытым христианином и потому поддержал попавшего в опалу единоверца. Другие объясняют произошедшее прагматичностью Одноглазого дракона, который с помощью монаха собирался якобы наладить торговые отношения с Европой. Как бы то ни было. Сотело разрешили проповедовать христианство в имениях клана Датэ. Но вскоре даймё решил отправить в Америку и Европу торгово-дипломатическую миссию во главе со своим ближайшим советником Цунэнага Хасэкурой. Сопровождать посла в дальней и трудной поездке должен был св. отец Сотело. Для столь важной экспедиции даже специально построили корабль. Обычные японские суденышки не были приспособлены для дальних морских переходов, поэтому за образец взяли английский корабль, выброшенный штормом на берег Японии. Пригодились и советы испанских моряков, посещавших Сэндай. Построенный по приказу Датэ первый за всю историю страны корабль европейского типа (нечто вроде галеона) получил название в честь доймё.

В сентябре 1613 года с командой из 180 человек он отошел от причала. Направился японский корабль сначала на Филиппины, а затем к берегам Мексики, которая в то время была испанской колонией. Лишь в январе 1614 года японская миссия достигла Акапулько. Это стало первой удачной попыткой японских моряков пересечь Тихий океан. Но это была лишь часть намеченного пути. Оставив свой корабль в гавани. Сотело и Хасэкура продолжили плавание уже на испанском судне. Путешественников тепло встретили в Испании при дворе короля Филиппа III. а затем в Ватикане их принял папа Павел V. Обращенный испанцами в христианство Хасэкура после ознакомления с несколькими европейскими странами отправился домой. Мексики он достиг лишь в 1618 году, а затем японский корабль, терпеливо ожидавший посла в течение нескольких лет. в августе 1620 года доставил его на родину. Для подданного Японии подобный вояж в начале XVII века был настоящим подвигом, и по своему значению его можно вполне обоснованно сопоставить с великими путешествиями знаменитых европейских землепроходцев. Однако практического развития итоги этого славного путешествия не получили. В 1614 году сёгун издал эдикт об изгнании из страны всех христианских миссионеров. Испанцы восприняли это как недружественный акт и практически свернули торговые связи с Японией. Так что надежды, возложенные Датэ на миссию Хасэкуры, не оправдались.



Семья Датэ правила значительной частью Тохоку в течение 270 лет. Лишь Реставрация Мэйдзи (1868) поставила точку в истории этого клана, тем самым отбросив регион опять в провинциальное забвение. Центр внимания правительства переместился тогда на Хоккайдо и вновь обретенные в колониальных войнах земли на Тайване (Формоза) и Корейском полуострове. Но в Мияги сохранили память о славных временах правления Масамунэ Датэ и его потомков. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники и храмы в Сэндае и его окрестностях. Так, среди достопримечательностей префектурального центра любой гид назовет прежде всего замок Аобадзё — некогда резиденцию князей Датэ. Туда можно добраться за 15 минут автобусом от железнодорожного вокзала. Во время бомбардировок Второй мировой войны всему Сэндаю был нанесен тяжелый урон. Пострадал и замок, от него сохранилась лишь угловая башня. Но о былом величии Аобадзё можно составить достаточно полное впечатление с помощью компьютерной графики, предлагаемой в городском музее Сэндая. Там же хранятся личные вещи Масамунэ Датэ, его наследников и вассалов, в том числе и Хасэкуры.

У стен замка установлена величественная конная статуя из бронзы, изображающая доймё Масамунэ Датэ в самурайской броне и шлеме, украшенном рогатым полумесяцем. В нескольких шагах более скромная статуя его верного вассала Цунэнага Хасэкуры. Каждый год в третье воскресенье мая у стен замка проходит красочный праздник Аоба-мацури. По улицам проходят вереницы людей в старом самурайском облачении, провозят богато декорированные повозки, а женщины в национальной одежде исполняют Танец ласточек.

Не менее торжественно в Сэндае проходит и праздник Тонабото. Обычно по всей стране его отмечают в июле, но в Тохоку время его проведения отнесено на 6-8 августа. В эти дни улицы города буквально завалены украшениями из бумаги. На праздник в Сэндай съезжаются сотни тысяч человек со всей страны.

Ноной восторг охватывает веек

Когда в ночной тиши но фоне мирозданья

У звезд случаются свиданья.

В сферу туристических экскурсий входит также знакомство с синтоистским храмом Аоба дзиндзя. посвященным памяти знаменитого даймё. буддийским комплексом Дзуй-ходзи. где воздвигнут мавзолей клана Датэ. по весне утопающий в цветах сакуры, саженцы которой, по преданию, привез сюда сам Одноглазый дракон из военного похода в Корею. Мавзолей воздвигли в 1637 году, во время Второй мировой войны он был разрушен бомбами и вновь восстановлен в послевоенные годы. Рядом с мавзолеем сохраняются могилы подданных знаменитого даймё. покончивших жизнь самоубийством в знак скорби по умершему сюзерену.

Впрочем, современному Сэндаю. городу с почти миллионным населением, есть чем похвастаться и помимо храмов, мавзолеев и исторических развалин. Здесь развита нефтеперерабатывающая, пищевая и полиграфическая промышленность. С 1907 года в городе работает университет Тохоку, пользующийся большим авторитетом среди японских вузов. С 1973 года Сэндай поддерживает побратимские отношения с белорусским Минском.

Посещающим префектуру Мияги туристам не следует ограничивать свое пребывание там только территорией Сэндая. Так, достаточно привлекательны многочисленные малые бухты и заливы Тихоокеанского побережья префектуры, формирующие великолепные виды. Особенно примечательны в этом отношении окрестности Мацусимы. что в нескольких километрах к северу от Сэндая. В дословном переводе Мацусима — Сосновые острова. И это название соответствует истине. Вся поверхность врезавшегося в сушу 14-километрового залива Мацусима покрыта бесчисленным количеством малых и мельчайших островков, заросших соснами, сохраняющими пышность в любое время года. Общая картина напоминает собой классический японский сад с водоемом, сформированный руками талантливого мастера. Сценическая красота природы дополнена изящными храмами, беседками. Недаром местное побережье считается одним из трех наиболее красивых мест Японии. Разработан специальный маршрут «Четыре великих вида Мацусимы». по которому гиды водят туристов. Но можно получить немалое удовольствие, отказавшись от установленного маршрута с его общеизвестными «открыточными видами» и, бродя по берегу или перебираясь на лодке с островка на островок, открывая природные красоты самостоятельно.

По мнению очевидцев, вид архипелага прекрасен в любое время года, но особенно великолепен он летом, когда зелень островков и желтизна песка контрастируют с ультрамарином морской воды и небесного свода. Об ощущениях человека, впервые увидевшего эту красоту, можно судить по трехстишию — хайну, написанному знаменитым поэтом японского Средневековья Мацуо Басё. Побывав здесь во время своих странствий по Японии, поэт смог написать только это:

Мацусима, ох! А-ок Мацусима, ах! Мацусимо, ах!

Других слов для выражения своих чувств от увиденного поэт в тот момент подобрать не смог. Позже, описывая свои путешествия. Басё подтвердил свой восторг, назвав Мацусиму «самым лучшим видом в Японии».

С тех пор миллионы японцев продолжают ахать при виде великолепной панорамы. В чем ее особенность? Архипелаг состоит из маленьких островков и потому на глади залива смотрится игрушечным, миниатюрным, словно макет, исполненный талантливыми руками. Если чуть прищурить глаза, то появится ощущение, что смотришь на землю откуда-то из поднебесья. Вероятно, именно так видят нашу Землю боги, населяющие небесный свод. Мацусима позволяет человеку взглянуть на Землю глазами бога.



По глади шелка ярко-синего Вышивка сосновыми иглами. Это - Мацусима.

Путники забредали в эти места и до Басё. Но известность этот ландшафт приобрел в начале XVII века, когда местный феодал Масамунэ Датэ восстановил буддийский храм Дзуйгандзи, основанный еще в 828 году, но потом заброшенный. Помимо Дзуйгандзи, паломников в эти места привлекал и расположенный рядом деревянный храм Годайдо, где с незапамятных времен хранятся пять божественных статуэток. Их можно увидеть лишь раз в 33 года. Следующая такая возможность представится только в 2039 году. Третьим магнитом для туристов является чайный домик, расположенный в нескольких минутах ходьбы от пристани Мацусима Кайган. Это архитектурное сокровище было перевезено в Мацусиму из Киото как подарок военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси князю Масамунэ Датэ. чтобы семья князя могла наслаждаться видом луны и подлунного мира (архипелага Мацусима) за чашкой приготовленного по особому рецепту душистого чая. Ранее «Канрантэй». внутренние перегородки и ширмы которого были расписаны известным художником XVI века Санраку Кано. украшал парк замка Фусими-Момоямадзё.