Какие аквапарки России
стоит посетить?



Как провести
медовый месяц?



Какие достоинства
и недостатки
у автобусного тура?



Купить Капус косметику для волос в Москве по доступным ценам на milenaclub.ru.

Прогулка по Оленьему парку Нары

К То-Кондо примыкает еще одна пагода, пятиярусная. Она поднимается на высоту 55 метров и считается второй по древности пагодой в стране. Впервые она была возведена в 730 году, шесть раз горела и в нынешнем виде была реконструирована в 1426 году. С тех пор пятиярусная пагода Кофукудзи считается символом Нары. Она так же как и То-Кондо, объявлена национальным сокровищем.

Из других строений храма можно осмотреть зал Тюкодо. часовню Хокуэндо и сокровищницу Кокухокан. Лучший вид на архитектурные шедевры Кофукудзи открывается с берега пруда Сарусава-но икэ, расположенного по другую сторону улицы Сандзё-дори.

Далее пройдя под священными тории, ведущими к синтоистским святилищам и обозначающими вход в Олений парк, а затем повернув налево, мы подойдем к территории храма Тодайдзи. В эпоху Нара буддизм почитался государственной религией и пользовался покровительством Императорского дома. Так, наиболее последовательным приверженцем буддизма считался император Сёму. По его приказу по всей стране была создана сеть Провинциальных храмов (Кокубундзи) и Провинциальных женских монастырей (Кокубуннидзи), по одному в каждой провинции, чтобы распространить божественную защиту Будды на всю нацию.

Тодайдзи (Великий восточный храм) был призван стать центральным для всей сети провинциальных храмов, поэтому его сооружение стало поистине общенациональным делом. За три десятилетия на территории 1520 га был построен храмовый комплекс по архитектурным образцам Танского Китая. К строительству было привлечено 50 тысяч плотников. 370 тысяч кузнецов и 2.18 млн. подсобных рабочих.



Дорога к храму начинается от парадных южных ворот Нандаймон. в нишах которых установлены две самые большие в Японии деревянные статуи (8.4 м высотой) хранителей храма работы знаменитых ваятелей Ункэя и Кайкэя. Она вела мимо двух семиярусных пагод в главный двор, окруженный крытыми галереями. Во дворе располагались зал для проповедей Кодо и обиталище Большого Будды - Дай-буцудэн. Пагоды и Кодо до наших дней не сохранились, но о былой величественности храма можно получить впечатление и по сохранившимся архитектурным шедеврам.

Дайбуцудэн представляет собой самое крупное деревянное сооружение на Земле. Его нынешние размеры - 57 м на 50,5 м и в высоту - 48.7 м. К сожалению, в 1180 году это здание одновременно с храмом Кофукудзи было сожжено. Восстановить Дайбуцудэн удалось лишь в 1709 году, да и то в масштабе, на треть уменьшенном по сравнению с первоначальным. Архитектурная ценность этого сооружения велика сама по себе. Но главное внутри. Под крышей Дайбуцудэна находится одна из величайших историко-культурных реликвий Японии - скульптура Большого Будды.

Решение изготовить огромную статую сидящего Будды Вайрочаны для Тодайдзи принадлежит императору Сёму (701-756). Для этого был приглашен известный скульптор корейского происхождения Кунинака-мурадзи Кимимаро. Организационная работа была возложена на плечи Гёки — настоятеля храма.

В течение нескольких лет во дворе Тодайдзи отливали бронзовую статую. Отливка производилась по частям, снизу, каждая новая часть крепилась на предыдущей. В результате получился гигант весом 452 тонны, высотой 21.6 м с пьедесталом, изображающим цветок лотоса (16.2 м без пьедестала). В рассказе о Большом Будде гиды обычно приводят такие данные: высота лица — 4.8 м. ширина глаз — 1.2 м. высота носа - 0.5 м. ширина рта - 1.1 м. длина большого пальца руки - 1.6 м. На голове - 966 завитков размером 0.3 м. На нимбе — изображения 16 воплощений Будды. На позолоту скульптуры и частично в качестве добавки к медному сплаву израсходовано 443 кг чистого золота.

Время оказалось немилосердным к огромной скульптуре. Во время землетрясения 855 года у нее отвалилась верхняя часть, и 6 лет Будда пребывал безголовым. После уничтожения Дайбуцудэна Большой Будда оставался под открытым небом, испытывая тяготы местного климата. Дважды бронзового гиганта на прочность испытывало пламя пожаров. В результате от первоначальной отливки сохранились лишь фрагменты постамента-лотоса и часть ног. Лишь в 1692 году скульптура была реставрирована в нынешнем виде, а спустя 17 лет над ее головой была восстановлена и крыша Дайбуцудэна.

Большого Будду с двух сторон охраняют Бодхисаттвы. Их деревянные позолоченные фигуры были изваяны около 250 лет назад во время реконструкции Дайбуцудэна. Правая - Нёрин-Каннон — дарует верующим благополучие, левая - Кокудзо Босацу - оделяет мудростью и счастьем.



Сзади Большого Будды стоит колонна, в которой на уровне пола прорезано четырехугольное отверстие. По поверью, каждому пролезшему через эту дыру гарантирован буддийский рай после смерти. И желающих находится предостаточно. Как правило, для ширококостных европейцев заветное отверстие оказывается слишком узким, хотя утверждают, что в 1922 году право на райскую жизнь таким образом обеспечил себе совершавший поездку по Японии принц Уэльский.

В правой стороне зала Дайбуцудэн расположена улыбающаяся статуя буддийского святого Биндзуру. Это — покровитель больных, поэтому вокруг изображения всегда людно. Считается, что если у статуи потереть то место, какое болит у тебя, то болезнь тут же отступит.

Помимо главного здания, на территории Тодайдзи разбросаны многочисленные часовни и религиозные сооружения. Сангацудо (Мартовская часовня или другое название -Хоккэдо) именуется так благодаря тому, что в марте здесь ежегодно проводится служба Хоккэкё - чтение Сутры лотоса. Непритязательная на вид. эта часовня является старейшим сооружением на территории храма. Построенная в 735 году, она сумела сохраниться от пожаров и разграблений. В часовне установлено несколько скульптур святых буддийского пантеона, выполненных в VIII веке. Наиболее интересная из них - изображение Фукукэндзяку Каннон. бога милосердия. Окружающий его голову нимб составлен из 20 тысяч жемчужин, хрустальных бусин и драгоценных камней.

А в Нигацудо (Февральская часовня) каждую весну проходит важная религиозная церемония взятия воды из священного колодца Акай.

Начало этой истории уходит в глубины древности, в VIII век. Буддийский монах Касё Дзиттю в 751 году совершал паломничество по святым местам в горах Касаги. что к востоку от нынешней Нары. Однажды во время молитвы ему то ли привиделось, то ли приснилось, что он узрел, как боги поклоняются одиннадцатиликой богине милосердия Каннон. Дзиттю был так глубоко тронут красотой церемонии, что возжелал перенести этот обряд в мир смертных.

На следующий год монах воздвиг в Наре храм во имя одиннадцатиликой Каннон и пригласил остальных богов принять участие в празднике, посвященном этому событию. Легенда утверждает, что все 13 700 богов явились в Нару. запоздал лишь один из них — Оню Мёдзин, небесный покровитель долины Вакаса. расположенной в префектуре Фукуи на берегу Японского моря. Причина опоздания была не слишком уважительной — бог увлекся рыбной ловлей. Поэтому, с опозданием появившись на празднике, он в качестве компенсации за допущенное нарушение приличий пообещал Дзиттю провести под землей поток воды, вытекающей из священных источников в далекой долине Вакаса. прямо к храму в честь Каннон. Едва прозвучало обещание, с соседней с храмом скалы взлетели два баклана — черный и белый, а на месте, где они сидели, забил источник святой воды. Ее назвали кодзуй (благовонная вода).

С тех пор и повелось в определенные дни зачерпывать в источнике святую воду и подносить ее статуе богини Каннон. Эта церемония, именуемая по-японски Мидзутори (Водочерпие), проводится в храме Тодайдзи ежегодно 12 марта. Однако подготовка к торжественной службе занимает две недели. Для предстоящей церемонии отбираются одиннадцать крепких телом священников (вероятно, по числу ликов богини милосердия), которые с декабря начинают усиленную подготовку к празднику Мидзутори. Подготовка включает сложные ритуалы личного очищения участников от накопившейся скверны, паломничество по храмам и святыням в окрестностях Нары, изготовление предметов, необходимых для церемонии. - священных веревок, циновок, украшений из бумажных цветов, деревянной обуви, рисовых лепешек. С 28 февраля каждый из священников уединяется для этого в своей келье, куда доступ посторонним категорически запрещен.

Вообще говоря, практически все в религиозной процедуре Мидзутори скрыто от глаз непосвященных и любопытствующих. Собравшиеся на праздник люди, а это подчас многотысячная толпа, могут лишь догадываться, что конкретно происходит в данный момент в алтаре храма, догадываться по мельканию теней на тонких ширмах, по звонкому перестуку деревянной обуви участников действа, по гнусавым звукам псалмов, читаемых шесть раз в день. А происходит вот что.

После продолжительных ритуалов очищения в алтарь зала Нигацудо вносится паланкин с миниатюрной статуэткой богини Каннон. Далее в 2 часа ночи 13 марта избранные священнослужители совместными усилиями зачерпывают воду в священном источнике. Это наиболее интимная часть церемонии, никогда не демонстрируемая посторонним. К подножию скульптуры Каннон подносят два сосуда. В одном хранится вода, добытая во время прошлогоднего обряда Мидзутори, в ходе ритуала ее заменяют вновь зачерпнутой влагой. А во втором содержится вода, собранная за все годы проведения этого праздника - за 1200 лет. Для этого, когда освобождают первую емкость от прошлогодней воды, несколько капель сливают во второй сосуд. Таким образом, новая вода «обновляет» содержимое древнего сосуда, или же можно сказать, что она приводится в соответствие с древним священным каноном.

Новой водой кодзуй обрызгивают лики богини милосердия. Об апогее этого действа сообщают пронзительные звуки, издаваемые морскими раковинами, в которые изо всех сил дуют участники церемонии. А затем священнослужители раздают небольшие порции воды набожным прихожанам, которые хранят эту жидкость в течение года как святое средство от болезней и прочих житейских неприятностей. За этим следует всеобщая молитва, обращенная к одиннадцатиликой Каннон. Главное предназначение и самой церемонии Мидзутори. и последующей молитвы — не только покаяние в грехах, но и просьба о мире, благосостоянии, хорошем урожае. Поэтому текст молитвы может меняться год от года в зависимости от конкретной ситуации. Так. например, в ходе этого ритуала иногда звучат мольбы о запрещении атомного оружия, сохранении окружающей среды, быстрейшей реабилитации пострадавших от разрушительного землетрясения и т. п.

Надо сказать, что недостаток зрелищности. характерный для ритуала Мидзутори, с лихвой окупается еще одним ритуалом этого праздника. В ночь, предшествующую обряду Мидзутори, одиннадцать священнослужителей возжигают от лампады огромные кипарисовые факелы длиной до 8 метров и весом по 80 кг каждый. Их нужно обнести вокруг здания храма по специальной галерее. Проблема — не только в габаритах и тяжести светильников. Еще 1200 лет назад боги объяснили монаху Дзиттю, что процессы, происходящие в небесных сферах, протекают во много раз быстрее, чем на земле. Один день, проведенный среди богов, равняется Д00 годам земной жизни. Поэтому проводить полностью церемонию поклонения богине Каннон люди не смогут. Но Дзиттю пообещал найти выход из этого нелегкого положения. Он разъяснил своим ученикам и последователям, что все ритуалы надо совершать очень быстро, на бегу. Тогда можно уложиться в отведенные для праздника 14 дней. И вот в ходе церемонии Отаймацу — обнесения храма одиннадцатью пылающими факелами — священнослужители обязаны мчаться по деревянной галерее что есть духу. Яркие пятна горящих факелов при этом как бы сливаются в огромное огненное кольцо. Ветер раздувает пламя, сыплются искры, вниз, прямо на головы собравшихся летят горячие угольки. Это не вызывает какого-то раздражения. Наоборот, верующие пытаются поймать как можно больше угольков, ведь каждый становится бесценной реликвией, способной отпугнуть нечистую силу.

Праздник водочерпия и обнесения храма факелами становится для японцев точкой отсчета. Это конец зимы и первый весенний день в стране.

Сложная церемония праздника, проводимая к тому же в ускоренном темпе, оказалась не под силу многим священнослужителям. Поэтому в других буддийских храмах ритуал Мидзутори проводят по облегченно-сокращенному расписанию. Только в двух крупнейших храмах страны — Тодайд зи (Нара) и Хорюдзи (Икаруга) - церемония проходит строго по прописям монаха Касё Дзиттю и длится 14 дней.

Рядом с Сангацудо звонница с одним из самых больших колоколов Японии. Он был отлит в 752 году, позже пострадал при тайфуне, но был реставрирован. В высоту колокол имеет 3.9 м. в диаметре - 2.7 м.

Достойна посещения Сёсоин — сокровищница храма Тодайдзи. После смерти императора Сёму его вдова преподнесла храму дары, полученные мужем при жизни. Там уникальная коллекция оружия, зеркал, музыкальных инструментов, драгоценностей, скульптуры, вышивки, тканей, керамики, благовоний, медицинских снадобий, преподнесенных императору подданными, а также послами из Кореи и Китая. С сокровищами Сёсоин можно ознакомиться только в Национальном музее Нары, куда они переносятся на краткое время в сентябре-октябре.



В марте все церемонии совершаются в помещении Ни-гацудо. что в переводе с японского означает Февральский зал. Почему мартовский праздник отмечают в Февральском зале? Очевидно, по той же причине, что Октябрьскую революцию 1917 года в России отмечали 7 ноября. Вся проблема—в календаре. По старому лунному календарю церемония водочерпия в храме Тодайдзи должна проходить в феврале, а по нынешнему календарю — с начала до середины марта.

От Тодайдзи следует направиться на юго-восток, и вы вскоре окажетесь перед воротами святилища Касуга Тайся. Это самый крупный синтоистский храм в Наре. Изначально он был фамильным святилищем клана Фудзивара. с VIII по XI век сосредоточившего в своих руках рычаги управления страной. Как и большинство японских аристократов того времени, члены семьи Фудзивара исповедовали буддизм.

что нашло отражение в строительстве на их средства буддийского храма Кофукудзи. Но в глубине души сиятельные Фудзивара оставались верны древней традиционной религии своей страны — синтоизму. (Кстати, подобная приверженность двум религиям была характерна для многих японцев.) И чтобы умилостивить синтоистских кома охранявших благополучие рода. Фудзивара выстроили в 709 году на склоне горы Микасаяма святилище Касуга. В 768 году оно было перенесено на нынешнее место. Архитектура храма незамысловата. Его сооружения по форме напоминают древние деревянные зернохранилища, поднятые над землей на сваях. Каждые 20 лет здания перестраивали, возводя рядом их точные копии, ведь богам не пристало обитать в трухлявых покоях. Но в последние десятилетия от этой традиции отказались. 13 марта происходит основной храмовый праздник Касуга моцури. когда на специальных площадках во дворе под аккомпанемент древней музыки га-гаку исполняются не менее древние танцевальные представления бугаку.

Дорога к храму украшена огромным количеством каменных и бронзовых фонарей. Их в свое время преподносили храму паломники. На каждом фонаре выгравировано имя дарителя. Сейчас в Касуга Тайся насчитывается около 2 тысяч каменных и около тысячи бронзовых фонарей. Когда в них зажигают свет, вся территория храма напоминает огромное скопление светлячков. Но происходит это лишь дважды в году — 3 февраля и 14-15 августа, когда в храме отмечают праздники Мандоро (10 тысяч фонарей).

В двухстах метрах южнее Касуга Тайся расположен еще один синтоистский храм - Кагура Взкамия дзиндзя. Он известен своими храмовыми танцовщицами мико. которые в праздничные дни исполняют под звуки флейт и барабанов ритуальные танцы кагура. Особенно интересное представление бывает тут каждый год 17 декабря во время праздника Он мацури. Из ворот храма выступает огромная процессия людей, одетых в средневековые костюмы самураев и аристократов.

Еще несколько минут ходьбы по парковой аллее к югу -и вы окажетесь у входа еще в один известный буддийский храм. Его закладку датируют 747 годом, когда императрица Коме в благодарность богам за выздоровление своего мужа — императора Сёму, страдавшего от болезни глаз — решила построить храм Врачующего Будды — Якуси Нёрай. Один такой храм (Якусидзи) уже существовал в Наре. чуть западнее, поэтому новый храм получил название Син Якусидзи (Новый Якусидзи). С тех времен от всего комплекса построек сохранилось лишь основное здание храма с 2-метровым изображением Врачующего Будды в окружении 12 божественных стражей.

Знакомство с храмами в парковой зоне можно завершить осмотром храма Гангодзи. расположенного южнее пруда Сарусава-но икэ. В начале VIII века он был перенесен в Хэйдзёкё из Асуки. где под названием Асукадэра считался самым первым (по годам строительства) буддийским храмом в Японии. В новой столице он вошел в семерку важнейших храмов. Однако случившиеся в XV и XIX веках пожары практически уничтожили Гангодзи. Обгоревший основной зал Гокуракубо долгое время служил монашеской обителью. И лишь сравнительно недавно ему был возвращен статус храма. Сооружения Гангодзи охраняются как национальное сокровище.

Оставшееся время можно провести в залах расположенного в Оленьем парке Национального музея Нары. Он был создан в 1895 году под эгидой Управления делами Императорского дома. В его залах выставлены шедевры культуры периода Нара. в том числе великолепные образцы буддийского искусства.