Какие аквапарки России
стоит посетить?



Как провести
медовый месяц?



Какие достоинства
и недостатки
у автобусного тура?



Власть символа

Инсигнии, атрибуты верховной власти, были придуманы на заре человеческой истории, дабы вожди могли наглядно продемонстрировать соплеменникам, кто здесь главный. Впрочем, это лишь для современной цивилизации королевские регалии — не более чем символ. Наши предки полагали, что именно обладание этими предметами наделяло монарха властью — и некоторыми невероятными способностями в придачу.

БУТАНСКАЯ КОРОНА

Своеобразный головной убор монархов Бутана напоминает об объединении страны, которое происходило в два этапа. Первый относится еще к XVII веку: тибетский монах Шабдрунг в 1634 году стал правителем всего Бутана, до того разделенного на множество мелких владений местных князьков и монастырей. Успех монаха легенда объясняет, разумеется, мистическим образом: отправляться в Бутан с великой миссией 23-летнему Шабдрунгу повелело божество Махакала.

В Гималаях это демон, который встал на путь просветления и в итоге превратился в гневное божество - защитника буддийского учения. Вид этого создания остался не слишком приятным: клыкастое чудовище черного или темно-синего цвета, с украшениями из змей и костей, в юбке из тигровой шкуры, с гирляндой из человеческих голов и в короне с пятью черепами... На лицо ужасное, это существо тем не менее стало в Тибете и соседнем Бутане одним из самых почитаемых божеств. Грозный его облик символизирует не злобу, а решимость разрушать все преграды на пути к просветлению. Впрочем, молодому монаху Махакала явился в куда более приятном обличье - тибетского ворона, который с тех пор считается национальной птицей Бутана. Потому-то его голова и стала украшением королевского головного убора, а убийство ворона расценивалось как одно из самых страшных преступлений.



Однако даже с божественной помощью Шабдрунгу удалось сделать только полдела: страну он, конечно, объединил, но после его смерти в 1651 году королевство погрузилось в гражданскую войну, продолжавшуюся более 200 лет. И только в 1907-м Бутан вновь обрел единство под властью короля Угьена Вангчука, основавшего ныне правящую династию. Именно он и выбрал вид нынешней короны: образцом для нее послужил боевой шлем, в котором за власть в Бутане воевал отец будущего короля.

ЛАТИНСКОЕ КОЛЬЦО

Кольцо рыбака - уникальная регалия, обозначающая власть папы римского. На перстне главы церкви, как нетрудно догадаться, запечатлен рыбачащий апостол Петр, и это изображение служит своему обладателю печатью, удостоверяющей папскую волю. Именно поэтому после смерти (или отречения, как это было в последний раз) очередного понтифика камерарий Римско-католической церкви уничтожает перстень в присутствии кардиналов - чтобы избежать на грядущем конклаве появления сфальсифицированных документов. Кольца рыбака носили все римские папы, начиная с Климента IV, занимавшего Святой престол в 1260-е годы, - кроме Иоанна Павла II, выбравшего обыкновенное золотое кольцо. Нынешний глава католиков, Франциск, также стал исключением из правил: кольцо, которое он получил во время интронизации, хоть и украшено сценкой с изображением апостола, сделано не из золота, а из позолоченного серебра -по соображениям экономии.

византийская повязка

В наши дни диадема превратилась в изящное женское украшение, а в Византии она была одним из символов высшей власти. Изначально диадема представляла собой головную повязку - как, собственно, и переводится это слово с древнегреческого. Довольно быстро ткань заменили на золотой обруч. Диадема с зубчатыми навершиями становилась все шире и тяжелее, так как ее щедро украшали драгоценными камнями, жемчугом и подвесками. Чтобы она не натирала лоб, под нее на голову начали надевать небольшую шапочку, на которой укрепляли широкие перекрещивающиеся дуги, увенчивая их драгоценным крестом в центре. Эта форма императорского венца получила название «стемма», и именно она стала прообразом большинства европейских корон.

Такова, к примеру, венгерская корона святого Иштвана (в другой транскрипции - Стефана) с непростой судьбой. По преданию, король Венгрии Иштван I Святой короновался этим венцом 1 января 1001 года. Впоследствии драгоценную реликвию не раз пытались похитить, и во время одной из краж воры засунули корону в слишком маленький ларец, так что крест на верхушке погнулся. Выпрямлять его не стали, и с тех пор покосившийся символ христианской веры - отличительный признак этой инсигнии, ставшей одним из официальных символов нации.

ЕГИПЕТСКАЯ КОБРА

Одним из самых ранних и при этом хорошо известных царских венцов считается древнеегипетский пшент. Правда, на корону в привычном для нас понимании он совсем не походил. Пшент появился после соединения символов власти Верхнего и Нижнего Египта.

Правители Верхнего Египта носили куполообразную белую шапочку-хеджет, украшенную золотой фигуркой белого грифа-стервятника, символа богини Нехбет, покровительницы этой части страны. А цари Нижнего Египта надевали красную корону причудливой формы, к которой прикреплялась закрученная в спираль золотая полоска - обозначение священной кобры, богини Уаджит, защищавшей Нижний Египет от врагов. Когда в результате завоевательного похода в XXX веке до н. э. обе части Египта были объединены в одно государство, короны тоже «слились» воедино. Изображение кобры-урея оказалось на почетном месте - на лбу, и со временем эта змея стала одним из символов фараона. Она красовалась и на боевом шлеме «сына Ра», и на его поясе, и на предплечьях - в виде спирального браслета-змейки. Считалось, что урей умертвит любого, кто посмеет покуситься на священную особу фараона.



Куда более экзотическим был другой непременный атрибут правителя Египта - искусственная накладная борода, заплетенная в косичку, украшенная золотыми нитями и маленькой фигуркой урея. Крепилась она на двух завязках. Такие бороды, по преданию, носили божественные предки фараонов, и с этим необычным символом власти изображали всех правителей Древнего Египта, независимо от возраста и пола.

АФРИКАНСКИЕ КЛЫКИ

Африканских вождей нередко представляют в ожерельях из львиных клыков - и часто это соответствует реальности: короли традиционных государств в тропической Африке действительно носят такое украшение. В частности - ньима, или король Кубы (Бушонго), монархии на территории Демократической Республики Конго. Он считается потомком бога-создателя и потому обладающим нечеловеческой силой. Собственно, львиные клыки и есть свидетельство его невероятной мощи (другие народы, напротив, считают, что именно они дают монарху силу). Впрочем, шансов продемонстрировать сверхъестественные способности у ньимы почти нет. На его жизнь накладывается множество ограничений. Например, ему нельзя сидеть на голой земле, ходить по возделываемым полям, и даже питаться король должен в одиночестве, чтобы никто не видел. Этих мелких запретов столько, что монарх не может практически ничего.

Хотя королевство Куба существует с начала XVII века и до колониальных времен было довольно крупным и весьма богатым, его правители, как и во многих других традиционных монархиях Африки, не обладали реальной властью. В большинстве африканских обществ до столкновения с европейцами не произошло разделения роли царя и верховного жреца, так что монархи всего лишь служили религиозным символом - а управляли королевством вожди рангом пониже.

ФРАНЦУЗСКАЯ РУКА

Часы на башне Дворца правосудия - не самая известная парижская достопримечательность. Изящное механическое чудо затерялось в громаде самого дворца Консьержери и стушевалось на фоне популярности стоящего по соседству Нотр-Дама - а, между прочим, это самые старинные часы во всем Париже. Они появились на башне Консьержери в 1370 году, когда здание еще служило королевским дворцом. Нынешний помпезный циферблат и его не менее пышное обрамление появились на башне в XVI столетии, при Генрихе III, вместе с двумя строгими женскими фигурами в игривых синих драпировках, стоящими по обе стороны старинных часов, -аллегориями Правосудия и Закона. У одной в руках - римский меч и весы, у другой - свиток и странный предмет: жезл, увенчанный рукой, будто бы сложенной для двуперстного крестного знамения. Вручив эту изящную вещицу аллегории Закона, Генрих III подчеркнул, что именно он вершит во Франции закон, ведь этот жезл -не что иное, как символ королевской власти, называемый «рукой справедливости». Или правосудия, если угодно. Большой палец знаменует собой короля, указательный - разум, а средний - добродетель, причем два этих пальца, сложенные вместе, символизируют католическую веру. «Рука справедливости» использовалась при коронациях - но настолько нерегулярно, что ее изображение сохранилось всего на нескольких живописных портретах. А из тех «рук», что выставлены сегодня в Лувре, только одну можно назвать старинной - принадлежавшую Карлу V. Вторая была изготовлена для императорской коронации Наполеона в 1804 году.



ЯПОНСКОЕ ЗЕРКАЛО

Одни из самых необычных древних регалий - Сансю-но Дзинки, «Три священных сокровища», символы власти японских императоров. Это Ята-но Кагами - «Зеркало больше пядени», Амэ-но Муракумо-но Цуруги - «Меч небесных густых облаков» (его другое имя - Кусанаги-но Цуруги, что переводится как «Меч, скашивающий траву») и Ясакани-но Магатама - «Сияющая изогнутая яшма». По легенде, все три предмета имеют божественное происхождение: они принадлежали покровительнице Японии, богине солнца Аматэрасу. Когда та послала своего внука на землю, чтобы он стал первым императором Японского архипелага, то вручила ему меч, зеркало и любимую драгоценность. Богиня предупредила, что три этих предмета всегда должны находиться во владении императора, потому что без них он не получит ее благословения и, соответственно, не будет считаться законным правителем. С тех пор уже не легендарные, а вполне исторические потомки первого владыки Японии передают священные сокровища друг другу.

Так как правящая династия страны никогда не прерывалась, реликвии и поныне находятся в специально основанных для них императорских храмах. Правда, есть один нюанс: все три регалии обернуты в несколько метров драгоценной парчи. Когда ткань приходит в негодность, жрецы в темноте снимают верхний ее слой и оборачивают драгоценный предмет новым отрезом. Так что никто, даже сами императоры, не может доподлинно сказать, что именно хранится под слоями ткани и как выглядит. Все имеющиеся изображения - лишь вероятные реконструкции Сансю-но Дзинки.

ТАИЛАНДСКАЯ МУХОБОЙКА

У многих народов, обитающих в тропиках, символом власти служило простейшее средство борьбы с назойливыми насекомыми: мухобойка была непременным элементом парадного костюма африканских царьков, полинезийских вождей и южноазиатских властителей. Входит она и в число королевских регалий Таиланда. Разумеется, монаршая мухобойка не слишком похожа на пластиковую «хлопушку» из хозяйственного магазина: она изготовлена из хвоста слона-альбиноса, а ее ручка из слоновой кости украшена изящной гравировкой - в буддийских странах мухобойки такого типа называются «хоссу». Выбор материала не случаен: Таиланд называют «землей белого слона», а само это животное считается символом мира и процветания.

Королевской регалией хоссу стала при Раме IV, который правил Таиландом с 1861 по 1868 год. Однако у нее богатая предыстория. В Древней Индии мухобойки ассоциировались с божеством Шивой, и властители использовали их, чтобы отмахиваться вовсе не от насекомых, а от злых сил. Из индуизма хоссу были заимствованы буддийской традицией, а особенное распространение получили в секте дзен. Ее адепты полагали, что с помощью хоссу можно отогнать одолевающие человека обманчивые мысли и ложные идеи. Мухобойка служила также символом преемственности традиции: она передавалась от наставника к ученику.

Именно из буддийских монастырей хоссу и перекочевала в королевский дворец Бангкока: после смерти отца будущий король Рама IV в течение 27 лет - пока на троне находился его старший брат - был буддийским монахом.

ШОТЛАНДСКИЙ КАМЕНЬ

Среди королевских регалий - не только предметы, которые необходимо надеть на себя или взять в руки. Иногда, к примеру, на них нужно сесть. Одна из таких реликвий, связанных с легитимацией королевской власти в Великобритании, - Скунский камень (он же Коронационный) из песчаника, весом 152 килограмма, также известный под поэтическим именем «Камень Судьбы». Его легендарное происхождение возводят ко временам египетских фараонов и пророка Моисея; по другим преданиям, он принадлежал древним гэльским вождям. Известно, что в начале христианской эры шотландские правители вывезли его из Ирландии и поместили в Скунском дворце. Считалось, что истинным монархом мог называться только тот, кого короновали на этом камне. В 1296 году английский король Эдуард I захватил камень среди прочих трофеев и приказал поместить его под сиденье своего трона.

В течение столетий шотландцы упорно, но безуспешно пытались вернуть реликвию на родину. В конце концов это привело к печальному исходу: в 1950 году четверо шотландских студентов сумели выкрасть Скунский камень из Вестминстерского аббатства, где он хранился, но по дороге нечаянно уронили его, и камень раскололся. Драгоценный блок склеили, а затем снова вернули в аббатство, но осадок от происшествия остался и у шотландцев, и у англичан.

В 1996 году Англия торжественно возвратила Камень судьбы Шотландии, но с оговоркой, что будет заимствовать его для коронаций. Пока же в последний раз камень использовала по назначению действующая королева Великобритании.