Какие аквапарки России стоит посетить? Как провести медовый месяц? Какие достоинства и недостатки у автобусного тура? |
Власть символаИнсигнии, атрибуты верховной власти, были придуманы на заре человеческой истории, дабы вожди могли наглядно продемонстрировать соплеменникам, кто здесь главный. Впрочем, это лишь для современной цивилизации королевские регалии — не более чем символ. Наши предки полагали, что именно обладание этими предметами наделяло монарха властью — и некоторыми невероятными способностями в придачу.БУТАНСКАЯ КОРОНА Своеобразный головной убор монархов Бутана напоминает об объединении страны, которое происходило в два этапа. Первый относится еще к XVII веку: тибетский монах Шабдрунг в 1634 году стал правителем всего Бутана, до того разделенного на множество мелких владений местных князьков и монастырей. Успех монаха легенда объясняет, разумеется, мистическим образом: отправляться в Бутан с великой миссией 23-летнему Шабдрунгу повелело божество Махакала. В Гималаях это демон, который встал на путь просветления и в итоге превратился в гневное божество - защитника буддийского учения. Вид этого создания остался не слишком приятным: клыкастое чудовище черного или темно-синего цвета, с украшениями из змей и костей, в юбке из тигровой шкуры, с гирляндой из человеческих голов и в короне с пятью черепами... На лицо ужасное, это существо тем не менее стало в Тибете и соседнем Бутане одним из самых почитаемых божеств. Грозный его облик символизирует не злобу, а решимость разрушать все преграды на пути к просветлению. Впрочем, молодому монаху Махакала явился в куда более приятном обличье - тибетского ворона, который с тех пор считается национальной птицей Бутана. Потому-то его голова и стала украшением королевского головного убора, а убийство ворона расценивалось как одно из самых страшных преступлений. Однако даже с божественной помощью Шабдрунгу удалось сделать только полдела: страну он, конечно, объединил, но после его смерти в 1651 году королевство погрузилось в гражданскую войну, продолжавшуюся более 200 лет. И только в 1907-м Бутан вновь обрел единство под властью короля Угьена Вангчука, основавшего ныне правящую династию. Именно он и выбрал вид нынешней короны: образцом для нее послужил боевой шлем, в котором за власть в Бутане воевал отец будущего короля. ЛАТИНСКОЕ КОЛЬЦО Кольцо рыбака - уникальная регалия, обозначающая власть папы римского. На перстне главы церкви, как нетрудно догадаться, запечатлен рыбачащий апостол Петр, и это изображение служит своему обладателю печатью, удостоверяющей папскую волю. Именно поэтому после смерти (или отречения, как это было в последний раз) очередного понтифика камерарий Римско-католической церкви уничтожает перстень в присутствии кардиналов - чтобы избежать на грядущем конклаве появления сфальсифицированных документов. Кольца рыбака носили все римские папы, начиная с Климента IV, занимавшего Святой престол в 1260-е годы, - кроме Иоанна Павла II, выбравшего обыкновенное золотое кольцо. Нынешний глава католиков, Франциск, также стал исключением из правил: кольцо, которое он получил во время интронизации, хоть и украшено сценкой с изображением апостола, сделано не из золота, а из позолоченного серебра -по соображениям экономии. византийская повязка В наши дни диадема превратилась в изящное женское украшение, а в Византии она была одним из символов высшей власти. Изначально диадема представляла собой головную повязку - как, собственно, и переводится это слово с древнегреческого. Довольно быстро ткань заменили на золотой обруч. Диадема с зубчатыми навершиями становилась все шире и тяжелее, так как ее щедро украшали драгоценными камнями, жемчугом и подвесками. Чтобы она не натирала лоб, под нее на голову начали надевать небольшую шапочку, на которой укрепляли широкие перекрещивающиеся дуги, увенчивая их драгоценным крестом в центре. Эта форма императорского венца получила название «стемма», и именно она стала прообразом большинства европейских корон. Такова, к примеру, венгерская корона святого Иштвана (в другой транскрипции - Стефана) с непростой судьбой. По преданию, король Венгрии Иштван I Святой короновался этим венцом 1 января 1001 года. Впоследствии драгоценную реликвию не раз пытались похитить, и во время одной из краж воры засунули корону в слишком маленький ларец, так что крест на верхушке погнулся. Выпрямлять его не стали, и с тех пор покосившийся символ христианской веры - отличительный признак этой инсигнии, ставшей одним из официальных символов нации. ЕГИПЕТСКАЯ КОБРА Одним из самых ранних и при этом хорошо известных царских венцов считается древнеегипетский пшент. Правда, на корону в привычном для нас понимании он совсем не походил. Пшент появился после соединения символов власти Верхнего и Нижнего Египта. Правители Верхнего Египта носили куполообразную белую шапочку-хеджет, украшенную золотой фигуркой белого грифа-стервятника, символа богини Нехбет, покровительницы этой части страны. А цари Нижнего Египта надевали красную корону причудливой формы, к которой прикреплялась закрученная в спираль золотая полоска - обозначение священной кобры, богини Уаджит, защищавшей Нижний Египет от врагов. Когда в результате завоевательного похода в XXX веке до н. э. обе части Египта были объединены в одно государство, короны тоже «слились» воедино. Изображение кобры-урея оказалось на почетном месте - на лбу, и со временем эта змея стала одним из символов фараона. Она красовалась и на боевом шлеме «сына Ра», и на его поясе, и на предплечьях - в виде спирального браслета-змейки. Считалось, что урей умертвит любого, кто посмеет покуситься на священную особу фараона. Куда более экзотическим был другой непременный атрибут правителя Египта - искусственная накладная борода, заплетенная в косичку, украшенная золотыми нитями и маленькой фигуркой урея. Крепилась она на двух завязках. Такие бороды, по преданию, носили божественные предки фараонов, и с этим необычным символом власти изображали всех правителей Древнего Египта, независимо от возраста и пола. АФРИКАНСКИЕ КЛЫКИ Африканских вождей нередко представляют в ожерельях из львиных клыков - и часто это соответствует реальности: короли традиционных государств в тропической Африке действительно носят такое украшение. В частности - ньима, или король Кубы (Бушонго), монархии на территории Демократической Республики Конго. Он считается потомком бога-создателя и потому обладающим нечеловеческой силой. Собственно, львиные клыки и есть свидетельство его невероятной мощи (другие народы, напротив, считают, что именно они дают монарху силу). Впрочем, шансов продемонстрировать сверхъестественные способности у ньимы почти нет. На его жизнь накладывается множество ограничений. Например, ему нельзя сидеть на голой земле, ходить по возделываемым полям, и даже питаться король должен в одиночестве, чтобы никто не видел. Этих мелких запретов столько, что монарх не может практически ничего. Хотя королевство Куба существует с начала XVII века и до колониальных времен было довольно крупным и весьма богатым, его правители, как и во многих других традиционных монархиях Африки, не обладали реальной властью. В большинстве африканских обществ до столкновения с европейцами не произошло разделения роли царя и верховного жреца, так что монархи всего лишь служили религиозным символом - а управляли королевством вожди рангом пониже. ФРАНЦУЗСКАЯ РУКА Часы на башне Дворца правосудия - не самая известная парижская достопримечательность. Изящное механическое чудо затерялось в громаде самого дворца Консьержери и стушевалось на фоне популярности стоящего по соседству Нотр-Дама - а, между прочим, это самые старинные часы во всем Париже. Они появились на башне Консьержери в 1370 году, когда здание еще служило королевским дворцом. Нынешний помпезный циферблат и его не менее пышное обрамление появились на башне в XVI столетии, при Генрихе III, вместе с двумя строгими женскими фигурами в игривых синих драпировках, стоящими по обе стороны старинных часов, -аллегориями Правосудия и Закона. У одной в руках - римский меч и весы, у другой - свиток и странный предмет: жезл, увенчанный рукой, будто бы сложенной для двуперстного крестного знамения. Вручив эту изящную вещицу аллегории Закона, Генрих III подчеркнул, что именно он вершит во Франции закон, ведь этот жезл -не что иное, как символ королевской власти, называемый «рукой справедливости». Или правосудия, если угодно. Большой палец знаменует собой короля, указательный - разум, а средний - добродетель, причем два этих пальца, сложенные вместе, символизируют католическую веру. «Рука справедливости» использовалась при коронациях - но настолько нерегулярно, что ее изображение сохранилось всего на нескольких живописных портретах. А из тех «рук», что выставлены сегодня в Лувре, только одну можно назвать старинной - принадлежавшую Карлу V. Вторая была изготовлена для императорской коронации Наполеона в 1804 году. ЯПОНСКОЕ ЗЕРКАЛО Одни из самых необычных древних регалий - Сансю-но Дзинки, «Три священных сокровища», символы власти японских императоров. Это Ята-но Кагами - «Зеркало больше пядени», Амэ-но Муракумо-но Цуруги - «Меч небесных густых облаков» (его другое имя - Кусанаги-но Цуруги, что переводится как «Меч, скашивающий траву») и Ясакани-но Магатама - «Сияющая изогнутая яшма». По легенде, все три предмета имеют божественное происхождение: они принадлежали покровительнице Японии, богине солнца Аматэрасу. Когда та послала своего внука на землю, чтобы он стал первым императором Японского архипелага, то вручила ему меч, зеркало и любимую драгоценность. Богиня предупредила, что три этих предмета всегда должны находиться во владении императора, потому что без них он не получит ее благословения и, соответственно, не будет считаться законным правителем. С тех пор уже не легендарные, а вполне исторические потомки первого владыки Японии передают священные сокровища друг другу. Так как правящая династия страны никогда не прерывалась, реликвии и поныне находятся в специально основанных для них императорских храмах. Правда, есть один нюанс: все три регалии обернуты в несколько метров драгоценной парчи. Когда ткань приходит в негодность, жрецы в темноте снимают верхний ее слой и оборачивают драгоценный предмет новым отрезом. Так что никто, даже сами императоры, не может доподлинно сказать, что именно хранится под слоями ткани и как выглядит. Все имеющиеся изображения - лишь вероятные реконструкции Сансю-но Дзинки. ТАИЛАНДСКАЯ МУХОБОЙКА У многих народов, обитающих в тропиках, символом власти служило простейшее средство борьбы с назойливыми насекомыми: мухобойка была непременным элементом парадного костюма африканских царьков, полинезийских вождей и южноазиатских властителей. Входит она и в число королевских регалий Таиланда. Разумеется, монаршая мухобойка не слишком похожа на пластиковую «хлопушку» из хозяйственного магазина: она изготовлена из хвоста слона-альбиноса, а ее ручка из слоновой кости украшена изящной гравировкой - в буддийских странах мухобойки такого типа называются «хоссу». Выбор материала не случаен: Таиланд называют «землей белого слона», а само это животное считается символом мира и процветания. Королевской регалией хоссу стала при Раме IV, который правил Таиландом с 1861 по 1868 год. Однако у нее богатая предыстория. В Древней Индии мухобойки ассоциировались с божеством Шивой, и властители использовали их, чтобы отмахиваться вовсе не от насекомых, а от злых сил. Из индуизма хоссу были заимствованы буддийской традицией, а особенное распространение получили в секте дзен. Ее адепты полагали, что с помощью хоссу можно отогнать одолевающие человека обманчивые мысли и ложные идеи. Мухобойка служила также символом преемственности традиции: она передавалась от наставника к ученику. Именно из буддийских монастырей хоссу и перекочевала в королевский дворец Бангкока: после смерти отца будущий король Рама IV в течение 27 лет - пока на троне находился его старший брат - был буддийским монахом. ШОТЛАНДСКИЙ КАМЕНЬ Среди королевских регалий - не только предметы, которые необходимо надеть на себя или взять в руки. Иногда, к примеру, на них нужно сесть. Одна из таких реликвий, связанных с легитимацией королевской власти в Великобритании, - Скунский камень (он же Коронационный) из песчаника, весом 152 килограмма, также известный под поэтическим именем «Камень Судьбы». Его легендарное происхождение возводят ко временам египетских фараонов и пророка Моисея; по другим преданиям, он принадлежал древним гэльским вождям. Известно, что в начале христианской эры шотландские правители вывезли его из Ирландии и поместили в Скунском дворце. Считалось, что истинным монархом мог называться только тот, кого короновали на этом камне. В 1296 году английский король Эдуард I захватил камень среди прочих трофеев и приказал поместить его под сиденье своего трона. В течение столетий шотландцы упорно, но безуспешно пытались вернуть реликвию на родину. В конце концов это привело к печальному исходу: в 1950 году четверо шотландских студентов сумели выкрасть Скунский камень из Вестминстерского аббатства, где он хранился, но по дороге нечаянно уронили его, и камень раскололся. Драгоценный блок склеили, а затем снова вернули в аббатство, но осадок от происшествия остался и у шотландцев, и у англичан. В 1996 году Англия торжественно возвратила Камень судьбы Шотландии, но с оговоркой, что будет заимствовать его для коронаций. Пока же в последний раз камень использовала по назначению действующая королева Великобритании. |